Номер по Краузе | Y#1303 |
Номер по Конрос | 54.8/106 |
Тип чеканки | Памятные монеты |
Номинал | 1 рубль |
Серия | История русской авиации |
Цена по каталогу Краузе за UNC | 30.00 долларов |
Цена по каталогу Конрос за Proof | 2800 рублей |
Монетный двор: | Санкт-Петербургский монетный двор |
Тираж: | 5 000 |
Качество чеканки: | Пруф |
Дата выпуска: | 03.05.2011 года |
Металл: | Серебро |
Проба: | 925 |
Положение аверса к реверсу: | Медальное (0 град.) |
Тип гурта: | Ребристый |
Особенности гурта: | 200 рифлений |
Форма монеты: | Круг |
Диаметр: | 25.0 мм |
Вес: | 8.53 г |
Толщина: | 2.2 мм |
В центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ОДИН РУБЛЬ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2011 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
В центре диска - изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне - пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета - горизонтальная надпись: "У-2", слева внизу вдоль канта - надпись полукругом: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ".
Многоцелевой биплан У-2 («учебный-второй»), созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 г., стал одним из лучших и самых известных отечественных самолетов. Он имел множество модификаций самого разнообразного назначения, как например, для сельского хозяйства, пассажирских перевозок, санитарных целей, связи, аэрофотосъемок, экспериментов и т.п. По конструкции У-2 относился к типу одностоечного биплана с отечественным мотором М-11 мощностью 100 л.с. Его каркас выполнялся из дерева с тканевой обшивкой. Самолет разрабатывался для первоначального обучения летчиков и обладал хорошими пилотажными качествами и маневренностью. Сам самолет и его двигатель оказались на редкость удачными и надежными. В течение более двух десятилетий М-11 оставался практически единственным двигателем для отечественной легкомоторной авиации.
Первый полет на У-2 был выполнен
летчиком-испытателем М.М. Громовым 7 января 1928 года. Весной того же
года самолет демонстрировался на Международной авиационной выставке в
Берлине, после чего в
В 1932 году появился учебно-боевой
вариант самолета (У-2ВС), который мог поднимать шесть
С началом Великой Отечественной войны серийные самолеты У-2 стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики, появились различные варианты машины с бомбовой нагрузкой от 100 до 350 кг. К 1943 году на фронтах действовало до 70 авиаполков легких бомбардировщиков, оснащенных самолетами У-2, которые в ночное время наносили бомбовые удары по переднему краю и ближнему тылу противника, бомбили склады, аэродромы, колонны. Особое место в этих боях занимали женские авиационные полки, сформированные в октябре 1941 года под руководством Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой.
После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. В 1945 году главным конструктором Г.И. Бакшаевым самолет был переконструирован. Были унифицированы все его существовавшие модификации, которые в результате были сведены к трем вариантам По-2 (учебный), По-2А (аэропыл) и По-2С (санитарный лимузин). Все три модификации самолета имели 92% одинаковых деталей, что способствовало их массовому выпуску.
После войны По-2 выпускались заводами Министерства авиационной промышленности до 1949 года. Всего за период с 1929 по 1949 год было построено 32711 самолетов У-2 и По-2.
Технические параметры У-2 и По-2
Взлетная масса, кг: 964 (По-2 — 1023)
Скорость, км/час: 150
Практическая высота полета, м: 4200 (По-2 3300)
Длина, м: 8,17
Размах верхнего крыла, м: 11,4
Размах нижнего крыла, м: 10,6
Экипаж: 2 чел.
А.А. Брынза
А.А. Брынза