Номер по Краузе | Y#461 |
Номер по Конрос | 54.6/40 |
Тип чеканки | Памятные монеты |
Номинал | 3 рубля |
Серия | Исследование Русской Арктики |
Цена по каталогу Краузе за UNC | 45.00 долларов |
Цена по каталогу Конрос за Proof | 3000 рублей |
Монетный двор: | Санкт-Петербургский монетный двор |
Тираж: | 25 000 |
Качество чеканки: | Пруф |
Дата выпуска: | 07.12.1995 года |
Металл: | Серебро |
Проба: | 900 |
Положение аверса к реверсу: | Медальное (0 град.) |
Тип гурта: | Ребристый |
Особенности гурта: | 300 рифлений |
Форма монеты: | Круг |
Диаметр: | 39.0 мм |
Вес: | 34.88 г |
Толщина: | 3.3 мм |
В центре диска - эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части - обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху - "3 РУБЛЯ 1995 г.", внизу - "БАНК РОССИИ".
Слева вверху - портреты русских исследователей Арктики, участников Великой Северной экспедиции Малыгина, Овцына, Челюскина, Х. и Д. Лаптевых, справа в центре- деревянный поморский коч, слева от него - собачья упряжка с седоками, ниже - карта побережья Сибири, справа - даты в две строки "1733 - 1743 г.г.". По окружности надписи: вверху - "ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ", внизу - "ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ".
Арктика - северная полярная область Земли - издавна привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей, изучавших её особенно интенсивно с конца XIX в. Важные океанологические наблюдения были сделаны экспедицией норвежских полярных исследователей Ф.Нансена на парусном судне "Фрам" (1893-1896 г.г.) и Р.Амундсена на судне "Мод" (1918-1920 г.г.). Последний также руководил в 1926 г. первым перелётом на дирижабле "Норвегия" через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер У.Нобиле. В 1928 г. У.Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле "Италия", потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол "Красин". В 1933 г. на пароходе "Челюскин" (назван в честь русского полярного исследователя XVIII в. С.И.Челюскина) предпринята попытка проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, но в феврале 1934 г. пароход был раздавлен льдами в Чукотском море и участники экспедиции были вывезены из района бедствия на самолётах. В 1937 г. в районе Северного полюса организована первая дрейфующая станция "Северный полюс-1, на которой работали И.Д. Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов и Э.Т.Кренкель. Северный полюс штурмовали в 1937 г. и авиаторы. Лётчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков совершили трансарктический перелёт по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.
А.В. Бакланов
А.А. Долгополова, А.В.Бакланов