3 рубля 2012 года "100 лет Военно-воздушным силам"

Full 3 rublya 2012 goda 100 let voenno vozdushnym silam
Full 3 rublya 2012 goda 100 let voenno vozdushnym silam

Описание монеты

Номер по Конрос 54.6/254
Номер по Краузе Y#1379
Тип чеканки Памятные монеты
Номинал 3 рубля
Серия Вооруженные Силы

Цены по каталогам

Цена по каталогу Конрос за Proof 15000  рублей
Цена по каталогу Краузе за UNC 65.00  долларов

Физические свойства

Монетный двор: Санкт-Петербургский монетный двор
Тираж: 3 000
Качество чеканки: Пруф
Дата выпуска: 31.07.2012 года
Металл: Серебро
Проба: 925
Положение аверса к реверсу: Медальное (0 град.)
Тип гурта: Ребристый
Особенности гурта: 300 рифлений
Форма монеты: Круг
Диаметр: 39.0 мм
Вес: 33.94 г
Толщина: 3.3 мм

Аверс

В центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2012 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

В верхней части диска - цветное изображение эмблемы Военно-воздушных сил Российской Федерации, под ней - цветное изображение многоцелевого авиационного комплекса Су-34 с бортовым номером 12, внизу у канта - надпись полукругом "100 ЛЕТ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ".

История

Первые практические шаги по организации в России воздухоплавания относятся к 1804 году, когда под руководством академика Я.Д. Захарова начались испытательные полеты аэростатов для аэрологических наблюдений. В 1812 году военное ведомство предприняло попытку использовать в Бородинском сражении для бомбардировки неприятельских войск аэростат конструкции Ф. Леппиха, который однако, в силу конструктивных просчетов не поднялся в воздух.

В ходе военных реформ 1860-1870 гг. в военном ведомстве была создана постоянно действовавшая комиссия для изучения проблемы применения воздухоплавания в военных целях. В результате ее деятельности были определены примерная организационная структура воздухоплавательной службы Российской армии и начались практические опыты в воздушной сфере. В 1885 г. была сформирована первая штатная команда военных воздухоплавателей. К 1904 году, в начале Русско-японской войны в Российской армии имелось несколько воздухоплавательных подразделений, которые действовали в интересах 2-й и 3-й Маньчжурских армий.

Большое влияние на развитие отечественной военной авиации оказали работы А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, А.И. Шабского, И.И. Сикорского, Я.М. Геккеля, С.В. Гризодубова и др., идеи которых по созданию Военно-воздушных сил России получили поддержку, как в правительственных кругах, так и со стороны общественности. 12 августа 1912 года все вопросы организации воздухоплавания и авиации сухопутных войск были переданы в ведение Главного управления генерального штаба. В последующем Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 949 эта дата была официально установлена как день Военно-воздушных сил России.

В марте 1913 года была проведена первая реорганизация воздухоплавания и авиации, в результате которой военная авиация была выведена из воздухоплавания и приобрела статус самостоятельной структуры Военно-воздушного флота. К началу Первой мировой войны в составе ВВФ имелось 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета. В ходе войны российская военная авиация получила мощный толчок к развитию, вырос и расширился парк военных машин, произошло разделение авиации на легкую, разведывательную, тяжелую бомбардировочную, истребительную, совершенствовалось управление силами ВВФ.

В межвоенный период на развитие Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии были выделены значительные ресурсы. Этот период ознаменовался бурным качественным и количественным ростом советской авиации, началом формирования крупных авиационных соединений, принятием новых концепций управления и применения военной авиации. В стране была создана современная авиастроительная промышленность, которая разработала и освоила производство широкого спектра летательных аппаратов различного назначения, многие виды которых по техническим характеристикам не имели аналогов в мире.

Недостаточная готовность авиации и частей противовоздушной обороны (ПВО) к отражению внезапного нападения противника позволила ВВС нацистской Германии (Люфтваффе) и ее союзников с началом военного вторжения на территорию СССР успешно провести однодневную воздушную операцию, в ходе которой массированным ударам подверглись важные центры страны, транспортные коммуникации и группировки войск вдоль западных границ СССР, в том числе 66 военных аэродромов, на которых базировалось 65% авиации приграничных военных округов. В результате советские ВВС не досчитались 1136 боевых самолетов, в том числе 800 — уничтоженных на аэродромах. За первые двое суток войны самолетный парк ВВС Северо-Западного и Юго-Западного направлений сократился на 3922 самолета.

Несмотря на значительные потери в вооружении и военной технике, советская авиация к 10 июля 1941 года произвела около 45 тыс. боевых самолетовылетов, за этот период времени Люфтваффе потеряло на советско-германском фронте 883 боевые машины. В короткие сроки командование Военно-воздушных сил Красной Армии (ВВС КА) организовало борьбу за стратегическое господство в воздухе. Уже в первые недели войны военно-воздушные силы Северного фронта, Балтийского и Северного флотов нанесли массированные воздушные удары по аэродромам авиачастей 1-го и 5-го воздушных флотов Германии и финской авиации, воздушной бомбардировке одновременно подверглись 42 аэродрома противника в широкой полосе советско-германского фронта, в период с 8 августа по 5 сентября 1941 года советская авиация совершила более 10 налетов на Берлин и другие города Третьего рейха. Одновременно были сорваны планы немецкого командования по нанесению массированных воздушных ударов по Москве и другим крупнейшим городам и военным объектам СССР.

С мая 1942 года начался процесс реорганизации структуры военной авиации, она была выделена из состава общевойсковых армий и объединена в единый кулак. Создавались крупные авиационные соединения — корпуса и армии. Всего за годы войны во фронтовой авиации было сформировано 18 воздушных армий, оснащенность которых выросла с 300-400 самолетов на начальном этапе до 1800-2500 самолетов к концу войны.

Одновременно в конце 1941 года была проведена реорганизация войск противовоздушной обороны, они были выделены в самостоятельный род Вооруженных сил, которым в качестве отдельного рода войск были приданы части истребительной авиации.

В 1942 г. были приняты меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. На вооружение поступали новые истребители Як-7б, Як-9, Ла-5, двухместные штурмовики Ил-2, Ту-2. Осенью 1944 г. фронт стал получать новейшие типы самолетов: Як-3, Ла-7, Як-9У, Ил-10.

С завоеванием советской авиацией стратегического господства в воздухе все большее значение приобретало ее применение в совместных операциях с сухопутными силами, проведением массированных операций на главных направлениях боевых действий. За годы войны советскими ВВС было проведено 17 воздушных операций в целях разгрома (ослабления) авиационных группировок, разгрома оперативных резервов и нарушения работы коммуникаций, а также разрушения важных военно-промышленных центров противника. В результате проведения восьми воздушных операций на аэродромах и в воздухе было выведено из строя до 2000 боевых самолетов немецкой авиации.

Всего за годы Великой Отечественной войны советские ВВС совершили около 3125 тыс. боевых самолетовылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тыс. самолетов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тыс., из них 44 тыс. в воздушных боях и 13 тыс. на аэродромах. Войска ПВО страны уничтожили 7313 неприятельских самолетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года Военно-воздушные силы, как новый вид Вооруженных сил Российской Федерации, были сформированы на базе существовавших ранее Войск ПВО и Военно-воздушных сил.

Военно-воздущные силы Российской Федерации предназначены для:

— отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);

— поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;

— авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС РФ подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС РФ составляют авиационные базы и бригады Воздушно-космической обороны.

nobr

Художник

С.А. Корнилов

Скульптор

Компьютерное моделирование

Цены на Ebay