Номер по Конрос | 54.3/5 |
Номер по Краузе | Y#472 |
Тип чеканки | Памятные монеты |
Номинал | 25 рублей |
Серия | Исследование Русской Арктики |
Цена по каталогу Конрос за Proof | 10000 рублей |
Цена по каталогу Краузе за UNC | 185 долларов |
Монетный двор: | Московский монетный двор |
Тираж: | 5 000 |
Качество чеканки: | Пруф |
Дата выпуска: | 07.12.1995 года |
Металл: | Серебро |
Проба: | 900 |
Положение аверса к реверсу: | Медальное (0 град.) |
Тип гурта: | Ребристый |
Особенности гурта: | 252 рифления |
Форма монеты: | Круг |
Диаметр: | 60.0 мм |
Вес: | 173.29 г |
Толщина: | 6.8 мм |
В центре диска - эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части - обозначение металла, проба сплава, содержание драгоценного металла в чистоте и товарный знак монетного двора. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху - "25 РУБЛЕЙ 1995 г.", внизу - "БАНК РОССИИ".
Вверху - самолёт на фоне карты побережья Арктического бассейна, справа - портреты В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова, в центре - ледокол и группа полярников на льдине (И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов, Э.Т.Кренкель). По окружности надписи: вверху - "ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ", внизу - "СТАНЦИЯ. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС <1937> ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЛЁТ ЧКАЛОВА".
Арктика - северная полярная область Земли - издавна привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей, изучавших её особенно интенсивно с конца XIX в. Важные океанологические наблюдения были сделаны экспедицией норвежских полярных исследователей Ф.Нансена на парусном судне "Фрам" (1893-1896 г.г.) и Р.Амундсена на судне "Мод" (1918-1920 г.г.). Последний также руководил в 1926 г. первым перелётом на дирижабле "Норвегия" через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер У.Нобиле. В 1928 г. У.Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле "Италия", потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол "Красин". В 1933 г. на пароходе "Челюскин" (назван в честь русского полярного исследователя XVIII в. С.И.Челюскина) предпринята попытка проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, но в феврале 1934 г. пароход был раздавлен льдами в Чукотском море и участники экспедиции были вывезены из района бедствия на самолётах. В 1937 г. в районе Северного полюса организована первая дрейфующая станция "Северный полюс-1, на которой работали И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов и Э.Т.Кренкель. Северный полюс штурмовали в 1937 г. и авиаторы. Лётчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков совершили трансарктический перелёт по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.
А.В. Бакланов
Н.А. Носов